Консультация для
родителей
"Как помочь упрямому
капризуле"
Понятия "капризы и упрямство" очень
родственные и чёткой границы провести между ними нельзя.
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень
близкое к негативизму. Чаще всего возникает в результате излишней
требовательности родителей.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного
основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Наоборот,
возникают как следствие чрезмерной уступчивости близких, иногда могут выступать
как своеобразная форма самозащиты.
Способы преодоления капризов и упрямства практически
одинаковы.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в
борьбе с упрямством и капризами.
- Основной залог предупреждения упрямство и капризов
у детей дошкольного возраста - это здоровый психологический климат в семье,
разумная родительская любовь к детям.
- Родителям очень важно изменить свое отношение к
ребенку, отказаться от привычной «авторитарной» или «попустительской» позиции,
научиться относиться как к человеку, имеющему определенные права, собственное
мнение. Уметь договариваться с ребенком, уважать, признание его как личности, а
также здравый подход к каждой конкретной ситуации, в которой проявляется
упрямство, капризы.
- Помнить - основным источником радости для ребенка
является совместная со взрослым деятельность, разнообразное общение.
- Исключите из арсенала грубый тон, резкость,
стремление " сломить силой авторитета".
Спокойный тон общения, без раздражительности.
- Дома надо всемерно поощрять самостоятельность
ребенка, предлагать ему сделать что-то самому, например - постирать белье
кукле, свои носочки; сложить книжки на полке - сказки со сказками, а раскраски
- с раскрасками; убрать игрушки или построить гараж и поставить туда все машины.
При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к
самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему, что он
делает сам.
- Взрослым следует преодолеть в себе привычку все
делать за ребенка. Чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает сам,
тем меньше времени и сил остается на капризы и упрямство.
- Всеми возможными средствами следует
укреплять нервную систему ребенка: строго соблюдать режим дня, рационально
осуществлять физическое воспитание и закаливание, не перенасыщать его психику
сильными впечатлениями, контролировать просмотр телепередач.
- Скорректировать капризы – поговорить с ребенком по
душам, представить и возможно нарисовать «капризку» (как вариант избавиться от
него – разорвать, сжечь рисунок или представить в рассказе прогнать, «выдуть» в
окно)
- В воспитании важна постепенность. Первоначально
требований, которые вы будете предъявлять ребёнку, должно быть очень немного:
надо запрещать только то, что является абсолютно недопустимым и если запрещать
что-то, то уже быть до конца последовательным.
- Помнить, что постоянное подчёркивание родителями
недостатков ребёнка вызывает у него озлобление, сопротивление, что нередко
также выражается в капризах и упрямстве.
Памятка для родителей
"Капризы и упрямства"
Понятия "капризы и упрямство" очень
родственные и чёткой границы провести между ними нельзя.
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень
близкое к негативизму. Чаще всего возникает в результате излишней
требовательности родителей.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного
основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Наоборот,
возникают как следствие чрезмерной уступчивости близких, иногда могут
выступать как своеобразная форма самозащиты.
Способы преодоления капризов и упрямства практически
одинаковы.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в
борьбе с упрямством и капризами.
- Основной залог предупреждения упрямство и капризов
у детей дошкольного возраста - это здоровый психологический климат в семье,
разумная родительская любовь к детям.
- Родителям очень важно изменить свое отношение к
ребенку, отказаться от привычной «авторитарной» или «попустительской» позиции,
научиться относиться как к человеку, имеющему определенные права, собственное
мнение. Уметь договариваться с ребенком, уважать, признание его как личности, а
также здравый подход к каждой конкретной ситуации, в которой проявляется
упрямство, капризы.
- Помнить - основным источником радости для ребенка
является совместная со взрослым деятельность, разнообразное общение.
- Исключите из арсенала грубый тон, резкость,
стремление " сломить силой авторитета".
Спокойный тон общения, без раздражительности.
- Дома надо всемерно поощрять самостоятельность
ребенка, предлагать ему сделать что-то самому, например - постирать белье
кукле, свои носочки; сложить книжки на полке - сказки со сказками, а раскраски
- с раскрасками; убрать игрушки или построить гараж и поставить туда все
машины. При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его
интересу к самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему,
что он делает сам.
- Взрослым следует преодолеть в себе привычку все
делать за ребенка. Чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает сам,
тем меньше времени и сил остается на капризы и упрямство.
- Всеми возможными средствами следует
укреплять нервную систему ребенка: строго соблюдать режим дня, рационально
осуществлять физическое воспитание и закаливание, не перенасыщать его психику
сильными впечатлениями, контролировать просмотр телепередач.
- Скорректировать капризы – поговорить с ребенком по
душам, представить и возможно нарисовать «капризку» (как вариант избавиться от
него – разорвать, сжечь рисунок или представить в рассказе прогнать, «выдуть» в
окно)
- В воспитании важна постепенность. Первоначально
требований, которые вы будете предъявлять ребёнку, должно быть очень немного:
надо запрещать только то, что является абсолютно недопустимым и если запрещать
что-то, то уже быть до конца последовательным.
- Помнить, что постоянное подчёркивание родителями
недостатков ребёнка вызывает у него озлобление, сопротивление, что нередко
также выражается в капризах и упрямстве.
Консультация
для родителей
«Экспериментируем дома»
Детское экспериментирование – это один из ведущих
видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого
исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и
освоения огромного нового мира В процессе экспериментирования ребенок получает
возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как?
что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем,
первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный
партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную
исследовательскую активность. Толчком к
началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая
кем-то проблема или просьба. Нам хотелось бы, чтобы вы, родители,
следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в
окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед
детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы
ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он
узнал».
Вот несколько советов для вас по развитию
поисково-исследовательской активности детей: Чего нельзя и что нужно
делать для поддержания интереса детей к познавательному
экспериментированию
• Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже
если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать
такое важнейшее качество, как любознательность.
• Нельзя отказываться от совместных действий с
ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности
к нему взрослых.
• Сиюминутные запреты без объяснений сковывают
активность и самостоятельность ребенка. • Не следует бесконечно указывать
на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности
приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
• Поощрять любопытство, которое порождает
потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в
исследовании.
• Предоставлять возможность ребенку действовать с
разными предмета ми и материалами, поощрять экспериментирование с ними,
формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое,
потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
• Если у вас возникает необходимость что-то
запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите
определить, что можно или как можно.
• С раннего детства побуждайте малыша доводить
начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность.
Ваша положительная оценка для него важнее всего.
• Проявляя заинтересованность к деятельности
ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого
результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о
результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение
формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Дома можно организовать несложные опыты и
эксперименты.
Для этого не требуется больших
усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Ванная комната: во
время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости
веществ. Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны,
хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям,
особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить
соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых
ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В
миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и
угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в
приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь
воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами
ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без
ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится
к справочной литературе.
Ребёнок рисует. У него
кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому.
Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не
подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у
него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб
и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Мыльные
пузыри. Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка. Процесс: Наполовину
наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте. Окуните
соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку Итоги: У вас должны
получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя
структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться
в тонкий слой.
«Делаем
творог»
Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как
сами делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку.
Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и
хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими
хлопьями, а поверх него находится сыворотка. Слейте полученную массу сквозь
несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа.У вас получился прекрасный
творог.Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети,
которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса,
приготовленного с их собственным участием.
«Утопи
и съешь»
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них
положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться,
утопить его не удастся. Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну,
что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых
апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: "В
апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность
воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую
вытесняет".
«Греет
ли шуба?»
Этот опыт должен очень понравиться детям. Купите два
стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на
блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько
укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его
без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции.
Удивлены? А ваши дети? Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что
на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба - вовсе не шуба, а
холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а
охлаждает? Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное
тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло.
Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу?» Ответ:
«Чтобы не замерзнуть». Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не
выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.
Родители должны знать, что
любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего
возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу
гармоничного всестороннего развития ребенка, что основное ребенок познает дома
из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями
членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя
естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая
ребенка...). Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может
стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка
развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он
самостоятельно попытается найти ответы на интересующие его вопросы. Давайте не
будем губить первые ростки интереса к окружающему миру, и попробуем поиграть с
ребёнком в настоящих учёных. Кто знает, может через пару лет десятков лет
именно ваш любознательный малыш получит Нобелевскую премию.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ"
Взрослый знает, что книга не только учит, развивает
и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные
творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и
внутренний смысл.
Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его
способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает?
Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические
причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для
самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее
литературными и графическими образами, помогает взрослому насытиться и
направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример
творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице,
малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка
рассказывает самое главное, показывает самое красивое.
Воспитание сказкой
До какого-то возраста дети живут в сказке, как
равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка
и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими
образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира.
Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат
для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А
безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы
детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в
чистом зеркале подлинного искусства.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги,
они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает
Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда
убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением
сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что
пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера
эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети
так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только
совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку
многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям
легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.
Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда
прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто
человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае
положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а
отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев,
верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни.
Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой
им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став
взрослыми, начинаем считать детской забавой.
Русские народные сказки
Играют большую роль в формировании у детей музыкального
слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в
незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый
любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно
по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую,
спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьётся не на жизнь, а на
смерть.
Прочитайте с детьми дома такие сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, лиса
и петух».
Консультация
для родителей
«Играем в
математиков»
Цель: познакомить родителей с игровыми способами
развития навыков счета, логического мышления, воображения.
Оборудование: счетные палочки, спички, конфеты, орешки,
нарисованные на листе круги и все, что есть под рукой для игр.
Математика в повседневной домашней жизни встречается
всюду. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким
предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включить в
игровое пространство. В игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные
задачи.
Посчитаем.
Утром спросите у ребенка, сколько щеточек стоит с
стаканчике в ванной комнате? Почему? (Нас трое и щеток три.) Какая щетка самая
большая?
Сели завтракать. Спросите, чего на столе больше,
вилок или ложек? Сколько чашек? Положи в каждую чашку по чайной ложке. Чего
больше, чего меньше?
Пришли в поликлинику. У кабинета врача большая
очередь. Чтобы отвлечься от скучного ожидания, можно предложить логические
задачки.
Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее
сохло 8 мокрых варежек. Сколько было детей?
Из дупла выглядывало 6 беличьих хвостиков. Сколько
белок в дупле?
Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули
репку. Сколько глаз увидело репку?
Бревно распилили на три части. Сколько сделали
распилов?
Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во
дворе?
У кого больше…
… лап - у кошки или попугая?
… хвостов - у собаки или лягушки?
… ушей - у мышки или свинки?
… глаз - у змеи или крокодила?
Какое число я пропустила?
Взрослый называет ряд чисел в быстром темпе от 1 до
20, от 7 до 16. Пропускается одно из чисел. Ребенку надо назвать пропущенное.
Что выше?
Дом или забор? Слон или крокодил? Стол или стул?
Горка или песочница?
Грузовик или легковая машина?
Кого больше?
Чего в реке больше - рыбы или окуней?
Кого у вас в группе больше – детей или мальчиков?
Чего на клумбе больше – цветов или тюльпанов?
Кого в зоопарке больше – животных или медведей?
Чего в квартире больше – мебели или стульев?
Меня зовут Леной. У моего родного брата только одна
сестра. Как ее зовут?
Назови число.
Назови число от 3 до 7, от 9 до 12, от 14 до 5.
Какое число стоит перед 6? Какое число стоит после 8?
Если к моему числу прибавить 1, то получится 10.
Какое число я задумала?
Я к числу 3 прибавила 1 и вычла 1. Сколько стало?
Истинно или ложно.
В математике есть понятия истинное высказывание и
ложное высказывание. Истинно ли мое высказывание?
- Все кошки полосаты.
В Москве есть зоопарк.
Я такая сильная, что могу поднять слона.
Заяц съел на обед волка.
На яблоне выросли бананы.
На елке сливы не растут.
Посмотри вокруг.
Что бывает прямоугольной формы?
Что бывает круглое?
Что бывает треугольное?
Домашние игры.
Дома можно между делами вовлекать ребенка в
следующие упражнения.
- Который по счету? НА полке стоят игрушки. Кто
стоит первым? Третьим? Кто стоит между вторым и четвертым? Кто второй справа?
Кто самый высокий? Кто самый низкий? Если мы их повернем так, чтобы они
смотрели в правую сторону, кто теперь будет первым? Пятым?
- Игра с палочками. Можно играть со счетными
палочками, спичками или зубочистками, предварительно отломив у спичек головки с
серой
Игры на состав числа.
Одной из наиболее трудных и значимых тем по
математике является состав числа из двух меньших чисел. Можно в игровой форме
закреплять знания по этой теме.
- Упражнение с орешками. Возьмите шесть орешков.
Зажмите в одной руке два, а в другой четыре. Варианты задания: 3 и3, 1 и 5.
Покажите ребенку, сколько в одной руке орешков, пусть он сам догадается,
сколько в другой. Накройте несколько орешков стаканчиком. Сколько видно?
Сколько под стаканчиком?
Консультация
для родителей
«Особенности
организации образовательного процесса в разновозрастной группе»
Подготовила: воспитатель 1 кв.категории
Савкина Е.В.
Проблемы организации учебно-воспитательного процесса
в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и
методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную
сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными
возрастными группами и умения соотносить программные требования с
индивидуальными особенностями воспитанников.
Кроме индивидуально-психологических особенностей и уровня умственного развития
детей надо также учитывать половую принадлежность ребенка. Ведь даже у
младенцев разного пола умственные процессы различны. Мозг мальчиков в целом
более активен мозга девочек. Мальчики более ловкие относительно девочек при
выполнении математических операций и в визуально-пространственном мышлении, а у
девочек более, чем у мальчиков, развиты вербальные способности. Отсюда вывод: к
обучению мальчиков и девочек надо подходить дифференцировано, начиная уже с 4-х
лет.
Именно поэтому педагог, подготавливаясь к занятиям,
должен подбирать вместе с традиционным и специальный материал для детей разного
пола, разного возраста, в соответствии с их интеллектуально-психологическими
особенностями.
Научно-методической основой педагогического процесса
в малокомплектном дошкольном учебном заведении является правильное сочетание
общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в
каждой группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель
должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними
дифференцировать учебно-воспитательную работу. Наиболее целесообразным является
комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.
В таком случае лучше реализовывать принцип
максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается
общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп,
создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для
проведения занятий.
Организация учебно-воспитательного процесса в
разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе
разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время
открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного
возраста.
Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в
разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам
старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое
руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и
авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует
дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример
старших для младших.
Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не
пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.
В организации обучения детей разновозрастной группы
выделяют две основных формы: игра и занятия, основной целью которых
является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования
учебных умений.
Игра
Игра в разновозрастной группе позволяет достичь
значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для
взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные,
интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое
значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В
дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с
этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети - играя,
учатся.
В дидактичной игре в разновозрастной группе
закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.
Для успешной организации работы в разновозрастных
группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной
группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что
появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает
огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации
взаимопомощи, обучения младших старшими.
Однако следует сказать, что хотя игра и заметно
повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной
группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных
заведениях остается занятие.
Занятие
В разновозрастных группах используют фронтальные,
групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые
позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей
между собой.
Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание
разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные
занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а
конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение
знаний) — на занятиях с одной подгруппой.
Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс
в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к
активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и
индивидуальных особенностей.
Организация педагогического процесса должна быть
ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические
указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень
развития.
Следовательно, при организации работы в
разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты:
1. Воспитатель, организовывая учебный процесс
в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание,
хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.
2. Программные требования дифференцируются для
каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного
задания.
3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие
учебные задачи, а более конкретные (разные) — на занятиях с одной подгруппой
детей.
4. Основной формой работы в разновозрастной группе
остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении
комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы
деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие
занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для
детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их
самостоятельности.
5. Материал, подготовленный к занятию, должен
содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность
объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.
6. Выполнение заданий в разновозрастной группе
осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с
помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа
детей).
7. При организации учебно-воспитательного процесса
необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей
дошкольного возраста.
Консультация для родителей
на тему
«Гаджеты
для детей: польза или вред?»
Все родители знают, насколько притягательны для
детей телевизионные пульты, телефоны, клавиатуры и прочие «девайсы». Малыши
гораздо активнее тянутся к ним, чем к погремушкам и сугубо детским забавам. В
этом выражается не детский интерес к технике как таковой, а желание подражать
взрослым, овладеть их умениями. Некоторые родители начинают этим пользоваться,
чтобы отвлечь и занять ребенка. Тут кроется первая опасность: «чем бы дитя не
тешилось, лишь бы не плакало».
До трех лет ребенка важно научить взаимодействовать
с окружающим миром и людьми: доверять, устанавливать контакт, выражать свои
чувства, верить в собственные силы. Для этого необходимо вовлекать детей в жизнь
семьи, разговаривать сними, играть, общаться, гулять. Отвлечь малыша смартфоном
или мультфильмом на планшете очень легко, но стоит ли? Цена лишних минут
свободного времени слишком велика.
3 правила для того, чтобы превратить гаджет в
союзника:
1. Чем младше ребенок, тем меньше времени он
должен проводить с электронными устройствами. Человеческое общение и познание
реального мира – первично.
2. Недопустимо использовать гаджеты и телевизор
во время еды.
3. «Отвоеванное» у гаджета время ребенок должен
проводить в кругу близких людей, посвящать непосредственному живому общению,
играм, прогулкам, книгам.
Полностью отказывать от достижений технической жизни
и отрицать их пользу глупо. Гаджеты приходят на помощь в длительных
автомобильных поездках, авиаперелетах, очередях и других ситуациях ожидания,
когда двигательная невозможна и хочется пощадить нервы окружающих. Сенсорные
панели развивают мелкую моторику, «умные» игры – логику, внимание, обучают
элементарным знаниям в увлекательной форме.
Как избежать зависимости? Больше всего родители
боятся развития компьютерной зависимости, когда ребенка кроме гаджетов ничего
не интересует. Чтобы этого не произошло, нельзя отмахиваться от детей
гаджетами: «Возьми планшет, я занята». Учтите их занимать себя другими способами
– предлагайте собрать пазлы, порисовать, разукрасить картину, поиграть с
конструктором. Самостоятельно находить себе занятие – очень важное умение,
которое нужно сознательно развивать.
В целом у мальчиков потребность к победе выше, чем у
девочек, поэтому они более склонны погружаться в игры. «Стрелялки», «гонки» -
тоже преимущественно мужские занятия. В любом случае, чем ярче и значительней
по сравнению с остальной жизнью впечатления ребенка от компьютерных игр, тем
сильнее будет развиваться зависимость. Если в придуманной реальности он
чувствует себя успешным, умным, ловким, авторитетным, а в обыденной жизни –
нет, то уход от реальности станет чрезвычайно притягательным. Крайне важно,
чтобы у детей было много других занятий и увлечений, где они смогут себя
проявить: спорт, книги, прогулки, общение с друзьями, искусство и т. д.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
Скажи наоборот
Белый-...(чёрный), светлый-...(тёмный), длинный-...(короткий), день-...(ночь), вчера-...(завтра), тепло-...(холодно) и т.д.
Кто что делает?
лает...(собака), мычит...(корова), жужжит...(пчела) и т.д.
Кто больше?
По очереди взрослый и ребенок называют по одному предмету одежды или посуды, насекомых или животных,
фрукты, овощи, растения(цветы, деревья,...), то есть любые обобщающие понятия.
Придумываем загадки про разные предметы. Сначала придумывает взрослый, ребёнок отгадывает, затем наоборот.
Например: дом охраняет, чужих кусает.
Не обязательно, чтобы загадка была в рифму, главное, чтобы было интересно и вам и ребёнку.
Да и нет не говори.
По очереди задаёте друг другу вопросы, нельзя отвечать словами «да» и «нет». Если сказал «да» или «нет» - проиграл. Например: «Ты сегодня в хорошем настроении?»; «После детского сада мы идём домой?»
Что я вижу.
Рассказываете друг другу, что вы видите сейчас.
Например: «Я вижу деревья, покрытые снегом».
«А я вижу, что по дороге едет легковой автомобиль». Главное, чтобы в предложении было несколько слов, а не одно.
Чья мама?.
Называете животное, ребёнок должен назвать его детёныша или, наоборот, вы называете детёныша, а ребёнок должен назвать его маму.
Например: телёнок, ягнёнок, цыплёнок, бегемотик, попугайчик, воробьишка, поросёнок, лягушонок, …
Кто где живёт?
Называете животное, ребёнок должен сказать, где оно живёт.
Например: акула (в море), щука (в реке), корова (в хлеву), верблюд (в пустыне), пингвин (в Антарктиде), белый медведь (на севере), лев (в Африке).
"Что мы видим во дворе?" Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте всё увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию связной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера? Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?
Профессии
С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность. Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: "Кто ты?" Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: "Я врач". Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны. Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как: Как называется человек этой профессии на картинке? Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму? Чем занимается человек на этой работе? Где он работает? Какие инструменты ему необходимы в этой профессии? Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?
Например, можно рассказать о нужной профессии врача. Что врач одет в белый халат это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врача нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.
Давай поговорим
Является обычной беседой на бытовые темы. Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной? В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы, как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, не контекстные, не связанные с общей темой.
Повтори скороговорку
Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.
Выучи стихотворение
Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи. Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.
А что было дальше?
В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:
— Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче. Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.
— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает!
— Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?)
Кто что умеет делать?
Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть).
Как видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, —и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью..
Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.
Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.
Поэтому можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка младшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.
Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.
Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).
Цель игры: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.
Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.
Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.
Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы.
Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд -дострой дорожку "правильными кирпичиками"):
Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль
развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.
Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.
ИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!
Вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во- вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и с взрослыми.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Ребенок общается не только в садике с педагогами и сверстниками, но и дома со своими родителями. Поэтому, уважаемые родители, смелее подключайтесь к активной деятельности развития речи своих детей. Для этого совсем не обязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, скороговорок, незамысловатых упражнений по развитию речи, которые легко можно использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи дошкольников в игре – это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашими детьми, это и радость от общения, и формирование доверительных и дружеских отношений.
Именно вы, родители, должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать его жизнь и помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной.
Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Считаю, что прививать любовь к родному языку, к изучению правил правильной речи нужно с формирования желания постоянно читать. Чем чаще детям мы читаем, тем выше у них активность в мозге во время прослушивания историй. И это понятно. Когда ребенок слушает историю, он должен сложить все детали в своей голове. (Это отличается от просмотра, где все показано на экране.)
Читайте систематически с детьми вслух лучшие произведения детской литературы с последующим обсуждением прочитанного. Ребята привыкают к чтению, слушают охотно, со временем смогут ответить на любые вопросы по тексту, впоследствии даже сами будут просить прочитать полюбившиеся им книги.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Дорогие родители, активно используйте в совместной деятельности с вашими детьми развивающие игры. Игры интересны для дошкольников, эмоционально захватывают их. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится и сталкивается с затруднениями. Развивающие игры открывают широкие возможности для развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи. Но хочу заметить, что при проведении любой игры нужно помнить: ребёнку должно быть интересно и комфортно.
Именно развивающие игры являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые необходимо, как мы считаем, ему дать. Развивающие игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать. В итоге она помогает развивать умственные способности детей.
Далее предлагается система игр и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого развития детей. Успехов вам, уважаемые родители, в воспитании любимых чад!
• Игра «Узнай по описанию»
Вы называете признаки предмета, а малыш должен угадать слово. Например, если вы загадали существительное «апельсин», то называете прилагательные «круглый», «твёрдый», «полезный», «оранжевый», «кисло-сладкий». Затем можно поменяться ролями: ребенок будет загадывать вам слова. А если взрослый намеренно с большим трудом будет отгадывать загадки малыша, то от этой игры будет не только польза, но и огромное удовольствие.
• Игра «Подбери слово»
Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, к слову «зима» он должен подобрать такие прилагательные, как «холодная», «снежная», «морозная». К существительному «снег» – прилагательные «белый», «пушистый», «чистый», «сверкающий», «лучезарный», «мягкий», «рыхлый», «липкий» …
• Игра «Слова-мячики» (или «Скажи наоборот»)
Взрослый бросает малышу мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже малыш первым произносит слово, а родитель подбирает к нему антоним.
• Игра «Кто что умеет делать»
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Вы задаете вопрос: «Что умеет делать кошка?». А ребенок должен ответить, что она мурлыкает, выгибает спину, царапается, прыгает, спит, играет и т.д.
• Игра «Только весёлые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
• Игра «Поймай слог»
Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.
Взрослый «бросает» ребенку слог, а он должен «превратить» его в слово.
Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.
• Игровое упражнение «Скажи по-другому»
Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).
Взрослый говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова – приятели.
Аналогичные задания на следующие словосочетания:
- Чистый воздух (свежий воздух).
- Чистая вода (прозрачная вода).
- Чистая посуда (вымытая посуда).
- Самолёт сел (приземлился).
- Солнце село (зашло).
- Река бежит (течёт, струится).
- Мальчик бежит (мчится, несётся).
- Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный),
очень маленький (малюсенький).
Консультация для родителей.
«Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»
Цель: профилактика несчастных случаев на дорогах и на улице взрослого и ребенка дошкольного возраста
Задачи:
-Обобщить и систематизировать знания родителей об опасности на дорогах;
-Развивать умение взрослых воспитывать в ребенке внимательное отношение и осторожное поведение на улице;
-Воспитывать интерес к взаимодействию и сотрудничеству родителя-ребенка-воспитателя;
-Внимательное отношение к повседневной ситуации на дорогах.
Уважаемые родители, ежедневно, вам и вашим дорогим и любимым детям приходится преодолевать много препятствий, чтобы прийти, прибыть, приехать вовремя. Речь идет о дорогах, на которых ежегодно погибают и взрослые, и дети. Каждый из нас должен быть очень осторожен и внимателен каждую минуту, каждое мгновение, если мы находимся на улице.
• Рассказывайте ребёнку о таких важных движениях, как: остановка, поворот головы для осмотра улицы, переход дороги.
• Не отправляйте ребёнка переходить проезжую часть впереди Вас!
• Учите ребёнка предвидеть опасность. Показывайте ребёнку стоящий автобус и внезапно выезжающую из-за него машину. Придя домой, покажите на примере игрушек-машин и кукол, что может случиться с куклами.
• При переходе улицы учите ребенка сосредоточиться, быть внимательным!
• Переходите дорогу по пешеходному переходу, обозначенному знаком "Пешеходный переход", особенно, если вы с ребенком.
• Никогда не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора, даже если совсем нет машин. Помните, что взрослый – образец поведения для ребенка, и он когда-нибудь может оказаться в подобной ситуации, только, уже без вас, уважаемые родители!
• Переходите проезжую часть ровно, как будто по «натянутой ниточке», объясните, что такая дорога – самая короткая.
• На проезжей части лучше поспешите перейти дорогу, взяв крепко за руку ребенка, даже если горит зеленый свет светофора и нет машин, они как правило появляются внезапно.
• Играйте дома семьей в игры с правилами дорожного движения. Выучите сначала с ребенком особенности поведения и действий, когда горит зеленый свет. Не спешите, расскажите, что у машин есть свой светофор, и они тоже едут на зеленый. Только после успешного закрепления одного светофорного света, приступайте к изучению и закреплению другого.
• Учите ребенка не выбегать на дорогу, даже если там случайно оказалась ценная и важная игрушка. Приучайте ребенка сообщать о подобном вам, взрослым.
• При выходе из маршрутных транспортных средств (автобуса, троллейбуса, трамвая и т. д.), выходите первым, впереди ребёнка. Объясните ему, что может случиться с неосторожным, вышедшим первым человеком.
• Привлекайте ребёнка к участию в наблюдениях за обстановкой на дороге.
• Покажите те машины, которых надо остерегаться (при повороте машины, машина, идущая с большой скоростью).
• Не отпускайте ребенка далеко от себя, очень опасны открытые люки, которые ребенок может не заметить и упасть.
• На детской площадке, в парке проверьте сначала сами крепость и прочность креплений качелей, горок, лесенок и турников, только после этого пустите ребенка.
Детский сад, кружки и секции для дополнительного развития и воспитания детей, парки культура и отдыха, прогулка, поход в магазин, рынок и так далее… - все эти необходимые для жизни, существования и бытия, наши с вами повседневные дела, которые вынуждают нас, взрослых с детьми, много времени проводить на улице.
Уважаемые родители, будьте бдительны на улицах!
Консультация для родителей «Ошибки родителей, которые приводят к детским истерикам».
Цель: разобрать и проконсультировать родителей, проанализировать ошибки, которые приводят к детским истерикам.
Задачи:
-Познакомить родителей с причинами , которые приводят к плохому поведению детей.
-Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с детьми.
Семья –это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношении для каждого.
Ошибка № 1 Позволять ребенку все. Когда ребенок не встречает ни малейшего отпора своим прихотям, он, как ни странно, не чувствует родительской защиты. Ведь получается, ребенок сам решает, что ему необходимо, а родители лишь исполнители его воли. Бремя такой ответственности слишком тяжело для маленького человека. И следствием станут нервозность и истерики.
Ошибка № 2 Не позволять ребенку ничего. Живя в постоянных ограничениях, ребенок рано или поздно постарается разорвать душные рамки. Как? Самым простым способом — скандалом.
Ошибка № 3 Быть непоследовательными. С ребенком мы каждый день (а то и в течение одного дня) ведем себя по-разному: то мы терпимы и снисходительны, то взрываемся по любому пустяку; то запрещаем лишние мультфильмы, то заняты и готовы включить их на весь вечер, лишь бы ребенок не приставал. Ребенок не может угадать, почему вы совершаете противоречащие друг другу поступки. Родители — образец поведения для ребенка. Они формируют его границы, установки, правила жизни. Если правила постоянно меняются? Значит, в жизни ребенка нет стабильности и ясности. Итог — истеричность.
Ошибка № 4 Не соблюдать режим. Ребенок, не имеющий четкого режима, вместе с этим не имеет ощущения стабильности жизни. Он не понимает, по каким законам существует его мир и есть ли эти законы вообще. Кроме того, без четкого режима питания и сна быстро наступает усталость и физический дискомфорт.
Ошибка № 5Не ограничивать просмотр мультфильмов и игры на компьютере. Развитие, которое дают мультфильмы и компьютерные игры, — мнимое. А вред вполне конкретный. Любые мультфильмы, а тем более игры как минимум очень воздействуют на процессы возбуждения, которые и без того у детей преобладают над процессами торможения.
Ошибка № 6 Не наказывать ребенка. Разве можно наказывать ребенка?! Это жестокость, признак родительской слабости и пережиток прошлого! Хотите наказать — наказывайте равного себе взрослого, а не беззащитного ребенка. Максимум, что родители могут позволить себе по отношению к ребенку, — это показать ему свое недовольство. Вам близки эти распространенные сегодня убеждения? Наказания в вашей семье не приняты? Значит, ваш ребенок не будет чувствовать рамок дозволенного. Не потому, что он такой непонятливый, а потому, что вы их не установили. А без таких рамок ребенку… страшно. Поэтому он будет пытаться их найти. И прибегнет к постоянным истерикам как к самому непозволительному поведению. Может быть, так удастся достучаться до родителей?
Ошибка № 7 Подчиняться детской истерике. Вы не можете терпеть нескончаемый крик — и выполняете желание ребенка. С этого момента ребенок начинает догадываться: его крик сильнее вашей воли.
Ошибка № 8 Кричать на ребенка. Возможно, ваш крик будет вполне результативен, и ребенок перестанет делать то, чем вас разгневал. Но таким образом вы даете ребенку хороший урок крика. Он непременно возьмет с вас пример.
Ошибка № 9Не сдерживать негативные эмоции. А если ребенок ни при чем? Ребенок, конечно, не осудит вас за истеричность. Но такое поведение к сведению примет.
ЦЕНИТЕ, ПОНИМАЙТЕ, УВАЖАЙТЕ И ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!
Консультация для родителей– О пользе чтения книг дошкольникам 5-7 лет.
Цель: формирование интереса и любви к художественной литературе. Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество. Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям. В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других. Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей. Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого. Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Как читать.
- В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
- Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
- Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.
Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет: Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь. Лиса и журавль. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел. Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского. Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».
Консультация для родителей «Воспитание детей — это сложная задача!»
Между родителями и ребенком часто идет настоящая борьба характеров, в которой, как правило, побеждают не родители.
• Когда ребенку говорим сделать что-то, чего он не хочет, он просто вас игнорирует.
• А если запрещать ему делать то, что он хочет, он закатывает истерику.
«Может, это со временем пройдет? — думаете вы. — Ему нужно просто подрасти».
Научить ребенка послушанию возможно. Однако прежде чем обсудить, как это сделать, давайте подумаем, чем может быть вызвано непослушание.
ПРИЧИНА:
Когда ребенок только родился, главной задачей родителей была забота о нем. Стоило ребенку только захныкать, и родители тут же спешили дать ему то, в чем он нуждался. Конечно, такая реакция вполне оправданна, ведь маленьким детям требуется постоянное внимание.
Так продолжалось месяц за месяцем, и неудивительно, что малыш начал вести себя так, будто он самая важная персона в доме и родители должны плясать под его дудку. Однако примерно к двум годам ребенку, как правило, приходится столкнуться с суровой действительностью: его «престол» ниспровергнут! Родители уже не подчиняются его приказам, а требуют послушания от него. Для ребенка это настоящее потрясение. Одни дети в ответ устраивают истерики, другие испытывают авторитет родителей на прочность, отказываясь слушаться.
В этот непростой период роль родителей должна поменяться : теперь указания дают они, а детям следует их слушаться. Но что, если ребенок игнорирует или отвергает родительские требования, как упоминалось в начале статьи?
ЧТО МОЖНО ПРЕДПРИНЯТЬ
Возьмите власть в свои руки. Ребенок не станет воспринимать родительскую власть, если не осуществлять ее. Поэтому родители должны упрочить свой авторитет — при этом не впадая в крайности. В последние десятилетия некоторые эксперты избегали слов «власть» и «подчинение».
Один из них даже назвал само понятие родительской власти «неэтичным» и «безнравственным». Однако обратная сторона медали — вседозволенность — лишает детей четких ориентиров, делает их избалованными и самодовольными. А это вряд ли поможет им в будущем стать ответственными людьми.
Принимайте воспитательные меры. Как объясняется в одном словаре, воспитательные меры «учат послушанию и самообладанию, часто они выражаются в виде правил и наказания в случае их нарушения». Конечно, вразумляя детей, родители не должны перегибать палку и быть жестокими. Но при этом их требования не должны быть расплывчатыми и непоследовательными, иначе ребенок не будет понимать, что от него ожидается, и у него не будет никакого желания меняться.
Четко выражайте требования. Некоторые родители просят своих детей быть послушными, например говоря: «Ты не мог бы прибраться у себя в комнате?» Так они стараются быть вежливыми. Но подобная линия поведения ставит родителей в положение подчиненных и дает детям право взвесить все за и против и выбрать: послушаться родителей или нет. Не выпускайте власть из своих рук. Четко выражайте свои требования в форме утверждений.
Действуйте решительно. Когда вы говорите «нет», то держите свое слово. Если в случае непослушания вы решили прибегнуть к воспитательным мерам, то так и поступайте. Не позволяйте втянуть себя в спор или бесконечные дискуссии о том, почему вы решили поступить так, а не иначе. И вам, и ребенку будет намного легче, если вы последуете совету: «Пусть ваше «да» означает «да», а ваше «нет» — «нет»».
Проявляйте любовь. Семья — это ни демократия, ни диктатура. В семье родители с любовью помогают своим детям вырасти ответственными людьми. Воспитание, как неотъемлемая часть этого процесса, научит вашего ребенка послушанию, даст ему чувство защищенности и заверит в любви.
Комментариев нет:
Отправить комментарий