Создание здоровьесберегающего
пространства в группе для детей с сахарным диабетом.
«Берегите здоровье
смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с
первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными-
задача каждого дошкольного образовательного учреждения, так как более 70%
времени ребёнок проводит в детском саду. Это время, когда он растёт,
развивается, поэтому забота о здоровье занимает в нашем детском саду одно из
приоритетных направлений работы.
Дошкольный возраст
является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического
здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление
функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция
ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями
психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов,
позволяющая изменить эту ситуацию.
Основная задача детского сада - подготовить
ребенка с сахарным диабетом к
самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав
определенные привычки.
В нашей группе созданы педагогические условия
здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей с сахарным диабетом,
основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в
игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение
детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся
эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием
педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя
ФИЗО и медицинской сестры. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю
особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового
образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для
создания среды здоровьесберегающего процесса в разновозрастной группе.
Формы организации
здоровьесберегающей работы:
1. физкультурные
занятия
2. самостоятельная
деятельность детей
3. подвижные
игры
4. утренняя
гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
5. двигательно-оздоровительные
физкультминутки
6. физические
упражнения после дневного сна
7. физические
упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
8. физкультурные
прогулки (в парк, на стадион)
9. физкультурные
досуги
10. спортивные
праздники
11.физические
упражнения на тренажерах для детей с нарушением опорно-двигательной аппарата.
Используемые в
комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую
мотивацию на здоровый образ жизни.
Применение в работе здоровьесберегающих
педагогических технологий повышает результативность
воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей
ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья
воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Создавая
здоровье-сберегающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна
выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,
организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать
на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое
и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению
потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн
предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора
должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть
место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя
здоровье-сберегающее пространство в групповом помещении необходимо учитывать
закономерности психического развития, показатели их здоровья,
психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого
развития.
7. Цветовая палитра
должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании
здоровье-сберегающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать
ведущую роль игровой деятельности.
9.
Здоровьесберегающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных
особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
10. В самих группах
должны быть созданы здоровье-сберегающие условия: учебный процесс строится в
соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, выделено
пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные
уголки с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и
подгрупповую работу.
В работе с обучающимся,
имеющим диагноз «Сахарный диабет» следует помнить, что : нежелательно
задерживать обучающегося, имеющего диагноз «Сахарный диабет» после учебных
занятий без особой на это надобности, также особое внимание уделяется занятиям
физической культурой и спортом. Желательно производить самоконтроль до и после
физической нагрузки или соревнований. Педагогические
работники, которые обучают детей, имеющего заболевание «Сахарный диабет»,
должны обязательно изучить проблемы Сахарного диабета, уметь распознавать
симптомы гипогликемии, уметь производить замеры сахара крови .
Таким образом,
современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на
создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и
содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию. Только
здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он
жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это
залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
«Цифровые ресурсы в психолого-медико-педагогическом сопровождении
детей дошкольного возраста с сахарным диабетом»
В последние годы отмечается рост количества детей,
заболевших сахарным диабетом первого типа.
Сахарный диабет относится к числу наиболее
распространенных хронических заболеваний, которое в той или иной степени
приводит к эмоциональной неустойчивости ребенка, вызывая нарушения поведения,
дезорганизует жизнь ребенка в семье и детском коллективе.
Цель: Создание психолого – медико – педагогических
условий в дошкольном учреждении, включающих цифровые ресурсы для сопровождения
ребенка с сахарным диабетом 1 типа.
Задачи: 1. Создание оптимальных условий в дошкольном
учреждении для комфортного пребывания детей с сахарным диабетом.
2. Обеспечение максимальной социальной поддержки и
реабилитацию детей путем взаимодействия педагогов, медицинских работников и
родителей детей инвалидов.
3.
Совершенствование правильных (адекватных) действий относительно детей с
сахарным диабетом, с целью предотвращения критических ситуаций. Использование
цифровых образовательных ресурсов в процессе психолого-медико-педагогического
сопровождения детей дошкольного возраста с сахарным диабетом 1 типа.
В практике своей работы мы активно используем :
1.Компьютеры и ноутбуки
широко используются в индивидуальной работе с воспитанниками, что позволяет
закреплять материал в более интересной для детей форме.Использование компьютера позволило оживить совместную образовательную
деятельность с детьми, вызвать положительный эмоциональный отклик с их стороны.
Применение компьютерных дидактических игровых заданий даёт возможность повысить
не только уровень познавательного интереса, но и уровень познавательной
активности и самостоятельности мышления.
2.Интерактивная доска – это сенсорный экран, работающий как часть
системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал
на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске.
Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство
управления компьютером. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы
начать работу на компьютере. Управлять доской на расстоянии позволяет
беспроводная мышь. Управление компьютером можно производить с помощью специальных
маркеров, идущих вместе с интерактивной доской или рукой.
Мы в своей работе активно используем интерактивные игры. Педагоги
нашего учреждения с успехом освоили технологию созданию интерактивных игр.
Разработаны картотеки дидактических интерактивных игр по
образовательным областям, конспекты занятий с использованием интерактивного
оборудования.
У многих педагогов нашего учреждения имеются мини-сайты на таких
порталах как маам. ру, нспортал, инфоурок. А также личные официальные сайты.
Также разработана и используется цифровая программа
медицинского сопровождения детей с сахарным диабетом 1 уровня.
Я считаю, что
использование нетрадиционных методов и приёмов, например, мультимедийных
презентаций предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной
речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность работы в
целом, их применение на занятиях интересно детям, что немаловажно мне самой.
Экран притягивает внимание, которого я порой не могу добиться при
фронтальной работе с детьми, также я использую ИКТ, чтобы расширить
осведомлённость родителей в вопросах воспитания и обучения детей с
недоразвитием речи, повысить общий уровень психолого – педагогической
компетентности родителей в вопросах речевого развития своих детей.
Перед дошкольным образованием стоит
важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего
информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых
жизненных условиях.
Достижение поставленной цели возможно
через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе
современных образовательных технологий, в том числе ЦОР.
Таким образом, использование ЦОР в
дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний
дошкольниками на более высокий уровень, обладает стимулом познавательной
активности, облегчает работу воспитателя.
Экологическое воспитание детей в старшей группе детского сада.
Экологическому воспитанию детей в нашей группе уделяется большое внимание.
В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе);
- словесные (беседы, чтение художественной литературы, о природе использование фольклорных материалов);
- практические (экологические игры, опыты, труд в природе).
Овощной огород расположен на открытом пространстве, при оформлении огорода, мы выбираем быстро растущие и рано созревающие овощи. Крупные смена и луковицы (лук, город, бобы) дети высаживают самостоятельно. Укроп, петрушку, салат помогают сажать взрослые.
На участке создан Уголок лекарственных трав, для того чтобы показать детям разнообразие лекарственных растений (одуванчик, ромашка, мята, календула).
Цветники – это клумбы, на которых мы высаживаем однолетние цветы (бархатцы, астра, календула, космея, колокольчик). Дети имеют возможность видеть настоящее море соцветий, имеющих приятный запах. Работа на клумбах дает ребенку возможность почувствовать свою ответственность, помогает ближе познакомиться с природой, познать взаимосвязь между растениями и людьми.
Наибольшее применение в нашей работе находит проектная деятельность.
Проектирование является одним из средств социального, интеллектуального и творческого саморазвития всех субъектов образования, и детей, и взрослых. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка.
Все экологические проекты, разработанные нами, объединены одной общей целью: формирование предпосылок экологического сознания.
В старшей группе детского сада были разработаны и проведены проекты «Земля - Наш дом», «Русская березка - краса леса», «Зимующие птицы Урала», «Лес – наше богатство», «Лекарственные растения», «Животный мир Южного Урала». По продолжительности проекты разделяются на долгосрочные и краткосрочные. В разработке и проведении проектов активное участие принимали родители: подбирали картинки и фотографии, стихи и загадки, рисовали рисунки, оформляли выставки.
Систематически проводим экологические акции, такие как: «Покормите птиц зимой», «Каждому певцу по дворцу», «Чистый город», «Полечим дерево», «Берегите лес», «Эколята».
Для детей старшего дошкольного возраста были проведены викторины «Что ты знаешь о деревьях?», «Загадки простой воды», игра «Поле чудес» - «Дикие животные».
Опытно – экспериментальная работа проводится циклами по темам: «Вода», «Земля», «Воздух». Дети проводят простые опыты самостоятельно в уголке экспериментирования.
Использую в своей работе экологические макеты, они дают возможность описывать новые объекты, сравнивать их, обобщать и систематизировать знания детей о природе. Разработали такие макеты как «Путешествие солнечного лучика», «Этажи леса», «Круговорот воды в природе» и т. д.
Уроки доброты по времени непродолжительны, но формируют положительное отношение к природе, желание помочь ей и беречь. Провели уроки доброты «Что рассказала тебе природа?», «Как ты проявляешь любовь к животным?», «Что значит быть ответственным?».
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.
Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, используя разнообразные методы и формы работы, он должен развивать экологическое мировоззрение ребенка, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности – в период взросления и зрелости.
Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Таким образом, работа по экологическому воспитанию в дошкольной организации должна начинаться с раннего возраста и, усложняясь, проводится самым серьезным образом на протяжении всего дошкольного детства. Систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников покажет свои результаты и мы вырастим поколение сознательных граждан, понимающих свое место и роль в природе.
Особенности предметно-пространственной среды группы с учетом адаптированных программ.
Для нас эта тема очень актуальна, так как в нашем детском саду функционирует разновозрастная группа оздоровительной направленности для детей с сахарным диабетом, и в ней реализуется 3 адаптированные программы : для детей с ЗПР, ТНР и НОДА и 1 основная образовательная программа.
Одной из задач воспитания дошкольников с ЗПР, ТНР является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Психологическая комфортность образовательной среды – это состояние, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении; это условия, при которых они чувствуют себя спокойно. важно реализовать их потребность в чувстве психологической защищенности. Данная потребность может быть реализована посредством разделения микрозон ширмами, занавесами и т. д. Важно учитывать роль развития мелкой моторики для речевого развития ребенка с ТНР: большинство зон развивающей предметно-пространственной среды должны быть оснащены различными видами игр и пособий для развития мелкой моторики. Инновационные методики, в настоящее время активно проникающие в коррекционную работу и логопедию, предоставляют немало возможностей для создания многомерного и многофункционального пространства логопедической группы. Использование зон для возможности наблюдения и экспериментирования расширяют кругозор и предметный мир ребенка с ТНР, способствуют преодолению ряда психологических проблем, связанных с проблемами речевого развития.
Проектируя среду, как основу реализации индивидуального подхода к ребенку с ЗПР, ТНР, НОДа, мы основывались на принципах построения предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС ДО:
-вариативность;
- насыщенность;
- доступность;
- безопасность;
- трансформируемость;
-полифункциональность.
Рассматривая психологическую структуру задержки психического развития в дошкольном возрасте, можно выявить ее основные звенья: низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, недостаточной сформированности мотивационно-целевой основы деятельности, сферы образов-представлений, недоразвитие знаково-символической деятельности.
Поэтому важным моментом являет среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Но, как же организовать работу детей в группе при условии 4-х разных программ, и научить детей самостоятельности?
В группе мы создали «панно» «Секреты тетушки Совы», на котором расположены кармашки, для каждого ребенка он свой, обозначен картинкой, такой же как и на шкафчике. С вечера мы, учитывая рекомендации психолога, логопеда, дефектолога, собственный мониторинг и индивидуальные маршруты, раскладываем задания для каждого ребенка на следующий день, индивидуальные условные обозначения: после утреннего приветствия, обсуждения, дети направляются к данному панно и берут в своем кармашке свое задание. Далее дети, расходятся по центрам: карандаш - центр рисования, язычок- центр логопеда, цифра- центр математики, деталь лего - конструирование, гантеля- центр физкультуры, знак дорожного движения- центр пдд.
В каждом уголке лежит конверт, с картинкой ребенка, в конверте индивидуальные задания, и схемы последовательности деятельности (при необходимости). Детям необходимо выполнить эти здания самостоятельно, пока воспитатель занимается с ребенком по одной из адаптированных программ. Однако, если ребенок испытывает трудности при выполнении задания он может обратиться к воспитателю. После окончания работы, все выполненные задания оцениваются воспитателем и складываются в индивидуальные папки.
Созданная нами предметно-пространственная среда позволяет облегчить процесс адаптации вновь прибывших детей в группе, создает условия для качественной коррекции, способствует развитию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.
Развивающая предметно-пространственная среда подобрана нами с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области используем в процессе реализации других областей. Оснащение центров меняем в соответствии с актуальным уровнем развития детей, а также в соответствии с планированием образовательного процесса. Динамичность среды побуждает детей к преобразованию, повышает их познавательную активность, развивает самостоятельность. Центры меняются, объединяются, дополняются.
Так, например: центр «Исследовательской деятельности» объединен с центром «Природы». Задача этих центров – развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что в целом обеспечивает успешное интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Здесь размещены самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, перья, ракушки, уголь, микроскоп, глобус, коллекции, а также некоторое лабораторное оборудование, вызывающее у детей особый интерес. Дошкольникам с ЗПР недостаточно показать картинки, расставить цветы, нужно погрузить их в определенную атмосферу, разбудив активность познания, общения, наблюдения. Для прочности запоминания дети учатся зарисовывать свои наблюдения, вести «рабочую документацию» исследования.
Атрибуты центра «Сюжетных игр» и «Конструирования» помещены в яркие коробки или корзины, которые помечены специальными маркерами для привлечения внимания и развития умения соотносить реальные ситуации с изображенными на картинке. Дети имеют возможность самостоятельно выбрать нужные им атрибуты в соответствии с замыслом деятельности. Есть корзины с неоформленным бросовым материалом для изготовления недостающих атрибутов: различные коробки, баночки, бутылочки, ленты, проволока, остатки ткани, меха, кожи, картона, бумаги.
Детьми широко используются:
— универсальные ширмы, которые по желанию детей могут стать кинотеатром, стеной дома, кабинетом врача, входом в магазин и т. д. ;
— мобильные площадки на колесиках, на которых можно поиграть и сохранить игру на более длительный срок;
— чехлы-маркеры, различные игровые поля помогают детям более реально представить мир моря, пустыню, лес и позволяют успешно приспосабливаться к действительности.
Целенаправленная игровая деятельность способствует формированию у детей с задержкой психического развитии, ТНР, положительного отношения к познанию, закреплению конкретных представлений, тренировке навыков общения со сверстниками.
Из-за недостаточной организованности и целенаправленности действий дети с ЗПР затрудняются установить последовательность выполнения тех или иных действий. Планы-схемы, таблицы, памятки расположены во всех составляющих образовательного пространства. Эти зрительные подсказки развивают зрительное восприятие, внимание, память, обеспечивают формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.
Одной из задач является развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Мы стараемся показывать детям рост их достижений, тем самым повышаем мотивацию к обучению. Для этого в группе есть стена успешности и планирования деятельности. Он позволяет детям ориентироваться на произведенное действие, получившее положительную оценку взрослого, как на образец, инструкцию к дальнейшей деятельности. А у некоторых детей экран помогает стимулировать желание присоединиться к интересам и деятельности сверстников.
У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций. Наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря уголку «Мое настроение». Дети учатся соотносить не только свое настроение, но и настроение своих друзей.
Для формирования психологической стабильности ребенка в разных помещениях группы, мы оборудовали островки тишины и спокойствия: уголок уединения в виде детской палатки, мягкое кресло, коврики на полу, мягкие подушки-игрушки, такие тематические центры дают ребенку дополнительные возможности для того, чтобы расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы, почувствовать себя защищенным.
Для снятия излишнего психологического напряжения мы используем: «Мирилочка», мешок для криков.
Одним из условий психологической комфортности является сохранение связи с домом. Комфортность достигается через сходство интерьера помещений детского сада с домашней обстановкой, а также создание центров «Моя семья. В семейном центре разместили фотоальбомы детей, а также составленные вместе с родителями родословные (генеологическое древо). Они помогают дошкольникам при составлении рассказов о семье, установлении родственных связей, возрастных зависимостей. В течение дня, глядя на эти фотографии, дети чувствуют себя увереннее и безопаснее.
Необходимым условием в развитии ребёнка является не только его психологическое состояние, но и его физическое развитие, и укрепление здоровья. Для успешной коррекции недостатков речевого развития нами подобраны картотеки пальчиковой, корригирующей, дыхательной гимнастик, самомассажа. Специально организована и двигательная активность детей: физкультминутки, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии.
Кроме занятий в спортивном зале, в свободное время наши дети имеют возможность совершенствовать и закреплять разные виды движений в физкультурно-оздоровительном центре группы. Есть все необходимое: «Дорожка здоровья», массажные коврики для профилактики плоскостопия, гимнастические палки, обручи, атрибуты для подвижных и спортивных игр, тренажёры.
Развивающая предметно-пространственная среда группы организована с учётом возможности детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.
Таким образом, созданная нами психологически комфортная среда с учетом возможностей и потребностей детей, способствует их успешному развитию и социальной адаптации, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда не может быть организована окончательно. Важно, что предметная среда для наших детей имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Поиск инновационных подходов к организации среды продолжается. Иначе говоря, наша среда не только развивающая, но и развивающаяся.
«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей».
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Речь старших дошкольников бедна по словарному составу, односложна, состоит из простых предложений. Чаще всего речь детей изобилует нелитературными словами и выражениями. Дети не умеют вести диалог; поставить вопрос и построить краткий ответ. Затрудняются при составлении сюжетных и описательных рассказов. Кроме того у детей отсутствуют навыки культуры речи: не умение регулировать громкость голоса, правильно использовать интонацию, темп речи.
Поэтому перед педагогом ДОУ стоит сложнейшая задача: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, грамотно построить монолог при составлении сюжетного или описательного рассказа, доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Учитывая, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение трёх лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
• обогащения словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихов.
Опираясь на опыт педагогов я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях применяю модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я также широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
Подчеркну, что мнемотаблицы не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой использую речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Для индивидуальной работы с детьми использую компьютерную программу «Учимся говорить правильно», разработанную на основе приёмов мнемотехники, серию компьютерных презентаций «Школа весёлого колобка» для составления описательных рассказов.
Считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)
Экологическое воспитание детей в старшей группе детского сада. |
Экологическому воспитанию детей в нашей группе уделяется большое внимание. |
В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются: |
- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе); |
- словесные (беседы, чтение художественной литературы, о природе использование фольклорных материалов); |
- практические (экологические игры, опыты, труд в природе). |
Овощной огород расположен на открытом пространстве, при оформлении огорода, мы выбираем быстро растущие и рано созревающие овощи. Крупные смена и луковицы (лук, город, бобы) дети высаживают самостоятельно. Укроп, петрушку, салат помогают сажать взрослые. |
На участке создан Уголок лекарственных трав, для того чтобы показать детям разнообразие лекарственных растений (одуванчик, ромашка, мята, календула). |
Цветники – это клумбы, на которых мы высаживаем однолетние цветы (бархатцы, астра, календула, космея, колокольчик). Дети имеют возможность видеть настоящее море соцветий, имеющих приятный запах. Работа на клумбах дает ребенку возможность почувствовать свою ответственность, помогает ближе познакомиться с природой, познать взаимосвязь между растениями и людьми. |
Наибольшее применение в нашей работе находит проектная деятельность. |
Проектирование является одним из средств социального, интеллектуального и творческого саморазвития всех субъектов образования, и детей, и взрослых. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка. |
Все экологические проекты, разработанные нами, объединены одной общей целью: формирование предпосылок экологического сознания. |
В старшей группе детского сада были разработаны и проведены проекты «Земля - Наш дом », « Русская березка - краса леса», «Зимующие птицы Урала», «Лес – наше богатство», «Лекарственные растения», «Животный мир Южного Урала». По продолжительности проекты разделяются на долгосрочные и краткосрочные. В разработке и проведении проектов активное участие принимали родители: подбирали картинки и фотографии, стихи и загадки, рисовали рисунки, оформляли выставки. |
Систематически проводим экологические акции, такие как: «Покормите птиц зимой», «Каждому певцу по дворцу», «Чистый город», «Полечим дерево», «Берегите лес», «Эколята». |
Для детей старшего дошкольного возраста были проведены викторины «Что ты знаешь о деревьях?», «Загадки простой воды», игра «Поле чудес» - «Дикие животные». |
Опытно – экспериментальная работа проводится циклами по темам: «Вода», «Земля», «Воздух». Дети проводят простые опыты самостоятельно в уголке экспериментирования. |
Использую в своей работе экологические макеты, они дают возможность описывать новые объекты, сравнивать их, обобщать и систематизировать знания детей о природе. Разработали такие макеты как «Путешествие солнечного лучика», «Этажи леса», «Круговорот воды в природе» и т.д. |
Уроки доброты по времени непродолжительны, но формируют положительное отношение к природе, желание помочь ей и беречь. Провели уроки доброты «Что рассказала тебе природа?», «Как ты проявляешь любовь к животным?», «Что значит быть ответственным?». |
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. |
Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, используя разнообразные методы и формы работы, он должен развивать экологическое мировоззрение ребенка, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности – в период взросления и зрелости. |
Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. |
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. |
Таким образом, работа по экологическому воспитанию в дошкольной организации должна начинаться с раннего возраста и, усложняясь, проводится самым серьезным образом на протяжении всего дошкольного детства. Систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников покажет свои результаты и мы вырастим поколение сознательных граждан, понимающих свое место и роль в природе. |
Мастер-класс для педагогов на тему:
«Дидактические игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса:
- развитие творческого потенциала педагогов, их компетентность в сфере экологии;
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- установление тесного сотрудничества между педагогами.
Задачи:
- дать участникам мастер-класса практические знания об использовании дидактических игр;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
- распространение педагогического опыта.
Практическая значимость:
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог, использующий дидактические пособия и игры в своей работе, найдет для себя что-то новое.
Методы и приемы:
Репродуктивный, практический.
Оборудование:
Мультимедийная установка, дидактические пособия и игры по экологии.
Предварительная работа:
Подготовка оборудования, обработка специальной литературы по данной теме.
Ход работы:
Удивительный мир природы – он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы.
Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.
Сегодня я хотела бы показать вам, что познать окружающий мир дошколёнок может не только в ходе непрерывной образовательной деятельности, но и непосредственно в совместной работе с воспитателем, а также в самостоятельных играх. Хочу предложить вашему вниманию пособие по изучению времен года "Дерево. Времена года". Главной его целью является - закрепление у детей знаний и представлений об особенностях каждого из четырех времен года. Мы можем повторить признаки каждого времени года, посчитать цветочки или снежинки, вспомнить знакомые стихи, загадки, физкультминутки.
Предлагаю вам слепить всем вместе снежки.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, мягкий,
Очень гладкий.
И совсем, совсем не сладкий.
Раз - подбросим.
Два - поймаем.
Три - уроним.
И - сломаем.
Спасибо, присаживайтесь.
Я строю свою работу с детьми так, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу. Этого требует и современная действительность - воспитать человека с активной позицией и творческую личность.
Для реализации задач экологического воспитания я использую эстетично оформленные, изготовленные своими руками наглядно-дидактические пособия, картотеки и игры, презентации про животных.
Например, игра «Угадай, что за зверь», «Детки с ветки».
Слайд – Кто где живет, Что где растет, Волшебный цветок.
Многие явления природы можно легко показать детям с использованием различных макетов. Например, макет - речка. Я приглашаю участника мастер-класса показать и рассказать, как его изготовить.
Часто воспитателям, чтобы объяснить какое-то явление, приходиться использовать так много наглядности, что не хватает рук. Например, круговорот воды в природе. (показ)
Хочу представить наглядное пособие «Круговорот воды в природе», которое будет интересно даже самым маленьким деткам. Настолько все просто, интересно и увлекательно!
Многие пособия являются многофункциональными, и использовать их можно для закрепления знаний в разных образовательных областях
Пособие «Веселые кубики» – назови песню, сказку, составь загадку, опиши животное и т.д.
«В птичьем царстве» - зимующие и перелетные птицы, назови птиц на звук л, с;
«Чьи следы» - отгадай животное, пройди по следам, сосчитай, сравни по размеру и т.д.
«Коробка ощущений» - угадай на ощупь, кто что ест и др.
Одно из таких пособий – игра «Наш огород».
Для чего может быть использована эта игра? Расскажите ваши впечатления. (Игра может быть использована в работе с детьми, на НОД по ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений, развитию речи. Игра «Наш огород» выполняет познавательную функцию, развивает мелкую моторику рук.)
Еще одно пособие, которое пользуется популярностью у детей и педагогов нашего детского сада – это лэпбук или тематическая папка.
Обращаюсь к участнику: И так, что такое Лепбук?
Он помогает ребенку лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
Бесценным опытом считаю коллективные поделки детей и родителей как результат большой проделанной работы. (показ слайда)
Т.О. Используя данные пособия можно добиться хороших результатов в развитии экологической культуры дошкольников.
Уважаемые коллеги! Я благодарю вас за участие в мастер - классе и дарю вам сердечки. (Изготовлены из блестящего картона разного цвета). Пусть в вашем сердце никогда не угасает любовь к детям, любовь к своей профессии (раздача сердечек участникам мастер - класса и всем присутствующим).
Консультация « Коррекционная работа воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ »
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Возможные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО безусловно возникают.
Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ограниченными возможностями здоровья, важен каждому ребенку. Но с другой стороны, становится очевидным, что выделение особых классов в школах и групп в детском саду ведет к исключению детей с ограниченными возможностями здоровья из социальной жизни детского сада и создает определенные барьеры во взаимодействии и общении детей. Поэтому в настоящее время идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии. Инклюзивное образование - это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по федеральным государственным стандартам с учетом его особых образовательных потребностей.
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.
Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ:
1. Создание соответствующего образовательного пространства;
2. Создание программно-методического обеспечения;
3. Создание предметно-развивающей образовательной среды;
4. Создание дидактического обеспечения.
Коррекционная работа воспитателя должна быть направлен на:
1. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.
2. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Во ФГОСе написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды. Воспитатели должны строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Воспитателю необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками, музыкальными работниками, психологами.
Работа воспитателя включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:
• создание развивающей образовательной среды;
• воспитатель должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО; работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
• непрерывность профессионального роста воспитателя.
• формирование взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;
• осознание того, что игровая деятельность ведущая в дошкольном возрасте;
• единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
• разработка преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.
В своей профессиональной деятельности воспитателю необходимо использовать иную систему взаимодействия составляющих основных общеобразовательных программ. Этот способ основан на интеграции образовательных областей. Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное - развитие личности воспитанника. Развитие речи – это важнейший компонент во ФГОС ДОУ. Если помочь дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.
Задача педагога — вникнуть в проблему ребенка с ОВЗ, оказать индивидуальную помощь ему, дать совет. В процессе внедрения инклюзивной практики педагоги детского сада имеют командную, междисциплинарную форму работы, при планировании своей деятельности применяют проектные формы организации образовательного процесса, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов и включение в этот целостный комплекс всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). Для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка, реализации индивидуального образовательного маршрута в детском саду создаётся психолого-медико-педагогический консилиум. Индивидуальный образовательный маршрут разрабатываем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, который включает следующие основные направления: смену различных видов деятельности, развитие эмоционального и предметного общения, развитие общей и мелкой моторики, развитие предметной деятельности, развитие от наглядно-действенного мышления до словесно-логического, расширение и накопление пассивного словаря, стимуляцию активной речи, выработку представлений о себе, формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности, закрепление навыков самообслуживания.
В процессе работы психолого-медико-педагогического консилиума идет активный поиск необходимых условий для эффективной и успешной адаптации ребенка в детском саду. Такого рода практика хорошо прослеживается в коррекционной группе, для детей с тяжелыми нарушениями речи. На заседаниях консилиума рассматриваются вопросы особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методах работы с ними и создание необходимых, благоприятных условий в группе. Взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ осуществляется при помощи различных форм работы: беседы, консультации, составление индивидуальных маршрутов с учетом интересов семьи, вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс, консультационные встречи «Ребенок-родители-специалисты». В работе с детьми возникает необходимость консультаций у психоневролога, невропатолога. Среди родителей детей дошкольников проводим просветительскую работу о необходимости раннего диагностирования не только физического, но и интеллектуального, психического развития ребенка.
Ребенок проводит большую часть времени в образовательном учреждении, поэтому от грамотного проектирования развивающей среды, будет зависеть развитие, становление, оздоровление воспитанников. Создавая здоровьесберегающую образовательную среду, необходимо учитывать требования СанПиН и помнить, что она выполняет множество педагогических функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную. Среда должна способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, стимулировать их к самостоятельной деятельности и творческой активности.
Среди воспитанников нашего образовательного учреждения высок процент детей, имеющих тяжелую речевую патологию, сниженную память, недостатки внимания, недоразвитие общей и мелкой моторики. В связи с этим, возникает необходимость внедрения комплексных здоровьесберегающих технологий для оздоровительно – коррекционной реабилитации детей.
Основным направлением коррекционной деятельности педагога является рациональная организация режимных моментов (увеличение времени дневных и вечерних прогулок, время дневного сна во время адаптации, щадящий режим для соматически ослабленных детей). Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий педагоги в образовательном процессе используют дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, динамические паузы, релаксационные упражнения, логоритмические упражнения, игры с водой, приемы самомассажа, массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики).
В каждой группе и кабинетах специалистов (учителей - логопедов, педагогов – психологов) создана и оснащена оборудованием предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДОУ, направленная на формирование интегративных качеств и освоение воспитанниками образовательных областей. Учитывая специфику нашего учреждения, в группах оборудованы коррекционные и логопедические уголки, со сменным дидактическим материалом и рекомендациями по их применению.
Дыхательная гимнастика является очень значимой частью оздоровительной работы, проводимой с детьми ежедневно. Качественно отрабатываемые дыхательные упражнения, способствуют выработке диафрагмального дыхания, оптимальной продолжительности, силе и распределению выдоха. Для игр на развитие дыхания воспитатели используют такие пособия, как трубочки, легкие шарики, бумажные игрушки, выполненные руками педагогов и родителей. В коррекционных уголках имеются картотеки игр и упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания. С дыханием тесно связано звукопроизношение, формированию которого помогает артикуляционная гимнастика. Ее регулярное выполнение улучшает кровоснабжение артикуляционных органов, их иннервацию и подвижность, укрепляет мышечную систему языка, губ, щек. В логопедических уголках для выполнения артикуляционной гимнастики используется большое зеркало, в котором ребенок может видеть себя и взрослого, демонстрирующего правильную артикуляционную позу, а для подгрупповых занятий имеются индивидуальные зеркала небольших размеров.
В работе с детьми педагоги постоянно используют комплексы гимнастики для глаз, упражнений и игр, направленных на профилактику и коррекцию нарушений зрения. Группы оборудованы подвесными подвижными «мобилями», которые стимулируют зрительное восприятие, расширяют поле зрения, развивают глазодвигательные мышцы.
Известно, что дети с тяжёлой речевой патологией имеют ряд особенностей, таких как: повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная расторможенность. Поэтому они особенно нуждаются в заботе, как о соматическом, так и о психологическом здоровье. Для восстановления силы и снижения психоэмоционального возбуждения у наших воспитанников во время непрерывной образовательной деятельности педагоги проводят мышечную релаксацию, состоящую из комплекса упражнений, помогающих снять напряжение мышц рук, ног, шеи и речевого аппарата. При выполнении таких заданий напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Воспитателями подобраны игры и упражнения, диски с музыкальным сопровождением, релаксационные панно, пузырьковые колонны.
Преодолению излишнего напряжения также способствует выполнение музыкально-ритмических движений. Логоритмика одновременно направлена и на коррекцию речевых нарушений, формирование пространственных представлений, развитие психических процессов. Логоритмические занятия проводятся в зале с участием музыкального руководителя, логопеда и психолога. Воспитатели включают элементы логоритмических упражнений в процесс непрерывной образовательной деятельности.
В структуру НОД на разных его этапах обязательно вводятся динамические паузы или физкультурные минутки, помогающие снять усталость, переключить детей на другой вид деятельности. Чаще всего они проводятся с использованием музыкального сопровождения и стихотворных текстов, что способствует закреплению правильного произношения звуков, развитию памяти.
Эмоциональное напряжение у детей снимают игры с водой. Они также способствуют развитию воображения и фантазии, стимулируют к экспериментированию, выработке положительной мотивации к учебной деятельности. Для игр с водой в каждой группе имеются емкости различной величины и наборы игрушек, фартуки, нарукавники.
Важным направлением коррекционных мероприятий является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика сочетается с чтением небольших стихотворных текстов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания, готовит руку к письму. В развивающую среду групп внесены и постоянно обновляются пособия, направленные на развитие мелкой моторики: шнуровки, обводки изображений по внешнему контуру, трафареты, панно для плетения и застегивания различными способами, книжки – раскраски, прописи для детей подготовительных к школе групп.
Общему укреплению и оздоровлению способствует стимулирование высокоактивных точек, расположенных на кистях рук и связанных со всеми органами и системами организма. Стимулирование осуществляется методом самомассажа, проводимого ребенком под контролем взрослого. Выполняются массажные упражнения с использованием различных приспособлений: массажных мячей разной величины, шариков, тактильных панно.
Таким образом, цель скоординированной работы коллектива нашего учреждения и родителей — реализация программы развития, реабилитации, а также социализации каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
ЛЕГО – конструирование как эффективная технология в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Реализация федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий, одной из которых является ЛЕГО-педагогика. Что же такое ЛЕГО-педагогика?
ЛЕГО-педагогика – одна из современных педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду для обучения и развития ребёнка. В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. В силу своей педагогической универсальности конструктор оказывается наиболее предпочтительным наглядным пособием и развивающей игрушкой. Огромный выбор кирпичиков и специальных деталей дает детям возможность неограниченного творчества. Конструктор LEGO – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе. При использовании ЛЕГО – технологий, отмечаются некоторые преимущества их перед другими инновационными конструктивно – игровыми приемами, используемыми для развития речи:
• С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
• При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
• В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
• Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся логопедическая работа воспринимается им как игра.
• Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
• Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Дидактические принципы ЛЕГО-технологий:
- Принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса);
- Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми);
- Принцип минимакса (обеспечивается возможность разноуровнего обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом);
- Принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);
- Принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия);
- Принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности);
- Принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения).
- Принцип сознательности и активности детей (ведущая роль отводится педагогу, а решение поставленных задач доступными для него средствами осуществляет ребенок);
- Принцип воспитывающего обучения (лего-технологии в коррекционной работе способствуют воспитанию у дошкольников волевые и нравственные качества через решение проблемной ситуации, желание достичь результата при повышенной мотивации деятельности);
- Принцип интеграции образовательных областей, который позволяет формировать у ребёнка целостное представление о мире, (см. табл.1.)
Область применения ЛЕГО-конструирования в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО
Образовательная область | Область применения ЛЕГО-конструирования в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО |
Социально-коммуникативное развитие | создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. |
Познавательное развитие | техническое конструирование – воплощение замысла из деталей ЛЕГО-конструктора формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира |
Речевое развитие | словообразование, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. |
Художественно-эстетическое развитие | творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора, реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей |
Физическое развитие | координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук |
Понимая значимость ЛЕГО технологий в развитии ребенка, в том числе интеллектуальных качеств, таких, как внимание, память, особенно зрительная, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, умение находить ошибки и недостатки, а также способность предвидеть результаты своих действий, которые, в свою очередь, позволят поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, развитие фонематических процессов и владение речью как средством общения и культуры, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, у нас появилось твердое убеждение в том, что использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе должно стать непросто современным ( «модным») средством, но и обязательным инструментарием в работе с детьми с ТНР.
Первыми шагами в данном направлении можно считать изучение теоретических основ и имеющегося опыта работы по использованию ЛЕГО-технологий в коррекционной работе.
Коротко остановлюсь на тех подходах в использовании ЛЕГО-технологий, которые, на наш взгляд, являются наиболее эффективными.
1.Использование логопсихокоррекционных игр на базе конструктора ЛЕГО (игры-драматизации, конструктивно-творческие, сюжетно-ролевые игры)
Задачи, которые решаются в процессе таких игр:
- Развитие лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем.
-Формирование грамматической составляющей речи (отрабатывание навыков согласования числительных с существительными, прилагатальных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов), формирование и развитие правильного длительного выдоха.
- Постановка и отработка звуков в ходе игры.
- Формирование графического образа букв при обучении грамоте, развитие тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь.
- Овладение звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных).
- Формирование пространственной ориентации и схемы собственного тела- это классическая профилактика нарушений письма.
- Развитие и совершенствование высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
- Развитие представлений о цвете, форме, пространстве.
- Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
- Восстановление и развитие коммуникации
Технология проведения логопсихокоррекционных игр
Роль учителя-логопеда:
Учитель - логопед участвует в создании конструкций, занимается с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отражённой речи. Специалист обеспечивает постепенное увеличение коррекционного содержания игры. В ходе логопсихокоррекционной игры учитывается необходимость функциональных тренировок речи. Поэтому непременным условием является плавная и правильная речь. Игры с использованием конструктора ЛЕГО позволяют использовать речевые приемы: сопровождающая речь, завершающая речь, предваряющая речь.
Роль воспитателя логопедической группы: начинает с игр-драматизаций, когда воспитанник пользуется заученным текстом и говорит за своего героя, подражая его манерам и голосу, в конце – вводит сюжетно-ролевые игры, где сюжет отражает психологические проблемы ребенка или группы и развивается спонтанно. даёт возможность осуществлять педагогическую коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Формирование и закрепление определенных «саногенных состояний» (психического состояния успеха). Игры-драматизации бывают как направленными, так и ненаправленными. В первом случае возможно большее или меньшее вмешательство учителя-логопеда в ход и условия игры, если игра проводится вне занятия. Детям предлагается задание, а в некоторых случаях разрабатывается сценарий бытового конфликта или сказки (кукольный спектакль). В ходе ненаправленной игры воспитанник сам берет необходимые детали конструктора и играет. Роль воспитателя сводится к постановке определенных вопросов, ответы на которые могли бы объяснить, что именно делает ребенок.
2.Включение в систему коррекционно-развивающей работы с детьми лего-речевых занятий, предусмотренных как дополнительные.
Структурные компоненты лего – речевого занятия:
1. Организационный момент на утреннем сборе
2. Создание проблемной ситуации – мотивация детей на предстоящую деятельность
3. Элементы логопедического занятия:
• развитие фонематического восприятия и слуха
• артикуляционная гимнастика
• мимическая гимнастика
• развитие речевого дыхания, голоса, интонации
• развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи
• развитие связной речи
4. Задания детям с использованием Лего-технологии (см. табл.2.)
Задания | Приемы инициирования речевой деятельности детей | Предполагаемая эффективность |
выкладывание схем из специальных фишек на ЛЕГО-коврике, построениепредметов из различных деталей, обыгрывание построек ( посадить звуки в вагончики, поселить в домики и др). | обследование конструкций (подключение различных анализаторов; знакомство с формой, цветом, величиной; определение пространственных соотношений между частями ЛЕГО-элементов, мягких модулей; восприятие целостной постройки). | У детей задействованы одновременно несколько анализаторов: зрительный, речедвигательный, слуховой и тактильный |
Манипуляция деталями конструктора ЛЕГО, превращение их то в одну, то в другую букву, выстраивание волшебных ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова и т.д.
Выполнение заданий с закрытыми глазами | показ некоторых действий и комментирование действий с конструктором словесные инструкции словесное объяснение, просьбы, поручения показ картинок с изображением ЛЕГО-элементов, мягких модулей и предметов окружающего мира
показ некоторых действий и инициирование комментирования детьми действий с конструктором
| Ребенок запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает всеми пальцами Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это способствует развитию речи. |
Работа с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов («Дом», «Зоопарк», «Семья», «Космос» и другие) в рамках лексических тем | беседа, рассуждения, самооценка работы, моделирование игровой ситуации Постановка и отработка звуков в ходе игры. | Используя тактильный и зрительный анализаторы, легко и прочно запоминаются новые слова, происходит активное накопление словаря через увиденное и осознанное. |
самостоятельные действия детей с элементами конструктора, предоставление возможности каждому ребенку описаниедействий | отработка навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов | формируется взаимосвязанный комплекс семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный. |
Конструирование фигур животных | отработка падежных окончаний | дети научаются выделять части целого |
Составление частей разных животных | словесные инструкции; показ некоторых действий и комментирование действий с конструктором;
| развивается понимание, образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк», где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается «тигрокит», «рыбопес» и т.д.). |
Пересказ рассказа по объёмному образу декораций из конструктора | предъявление речевого образца. Работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности | ребёнок лучше осознает сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. Развивается предметно-пространственное восприятие предметов, т.к. наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. |
5.В конце лего-речевого занятия после использования ЛЕГО – конструкторов с мелкими деталями для снятия зрительного напряжения предусмотрено проведение гимнастики для глаз.
3.Использование лего-технологий в развивающей предметно-пространственной среде группы:
- дидактические игры, с использованием ЛЕГО-конструкторов с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей: «Составь слово», «Путаница».
- театрализованные игры с использованием Лего-конструкторов с целью создания условий для развития речи, творчества, эмоциональной сферы ребенка: «Придумай и создай героя своей сказки», «Театр из конструктора», «Теремок»
- коллекции технического моделирования с использованием Лего-конструкторов как результатов творческо-продуктивной деятельности детей с целью развития связной речи, творческих способностей у детей, естественного полноценного общения воспитанников в ходе совместной работы: Азбука», «Транспорт», «Зоопарк»,
- передвижные выставки технического моделирования на основе конструкторов ЛЕГО с целью развития детского творчества, приобретения положительного опыта общения и культуры речи в рамках речевых презентаций своих поделок для дошколят и взрослых.
4. Использование ЛЕГО-технологий для проведения диагностики, как педагогической, так и психологической.
В ходе свободной конструктивно-игровой деятельности легко устанавливается контакт между педагогом и детьми, что позволяет более полно раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности. Данная диагностика проводится совместно с воспитателями логопедической группы. Педагог-психолог включается в диагностику по запросу учителя-логопеда.
5.Использование ЛЕГО-технологий в условиях семьи
- включение семьи в коррекционный процесс с использованием ЛЕГО-конструктора в семейных условиях;
-участие родителей в мастер-классах по технологии использования ЛЕГО-конструкторов в коррекции речевого развития детей;
-участие родителей в мастер-классах дошколят для родителей по ЛЕГО-конструированию;
- привлечение родителей к созданию тематических коллекций модельно-конструктивной деятельности детей и взрослых;
- создание презентаций с выступлениями детей по ознакомлению сверстников с семейной выставкой ЛЕГО-творчества.
В настоящее время данная работа находится на начальном этапе, но уже с уверенностью можно сказать, что интерес к использованию ЛЕГО- технологии в коррекционном процессе с детьми у родителей значительно повысился и можно переходить к следующему этапу взаимодействия – сотворчеству.
Таким образом, получены первые результаты, которые свидетельствуют о том, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Главное, у детей сформировался устойчивый интерес и желание действовать, манипулировать с ЛЕГО-конструкторами, имеет место наличие у детей психологически комфортного состояния, уверенности в своих силах, стремление выполнить и рассказать о своих достижениях. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них отрицательных эмоций, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает им лучшему овладению основами родного языка, коммуникативными навыками. Первые результаты придают нам уверенность в том, эффективность использования ЛЕГО-технологий очевидна, а значит мы на правильном пути.
Список используемых источников:
1. Карпова Н.Л. «Основы личностно-направленной логопсихотерапии», М., 1997 г.
2. Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». М., 1973 г.
3. Комарова Л.Г. Строим из LEGO — М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
4. Конструируем: играем и учимся LegoDacta — материалы развивающего обучения дошкольников. ИНТ. М.,1997.
5. Лендрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений», М., 1994 г.
6. Лусс Т.В. Использование ЛЕГО ДАКТА с детьми, имеющими отклонения в развитии/ Современные проблемы изучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Межвуз. сб. научи.- метод., тр Выпуск 3. Мордовский гос. Пед. ин-т; Под ред. И.В. Чумаковой, Е.Л. Шиловой, Н.Н Морозовой. — Саранск, 2000. — С. 162-165.
7. Лусс Т.В. Сформированность предпосылок к обучению чтению с ЛЕГО конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно отсталых учеников. /Материалы секции «Актуальные проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МГЛУ», Отв. Ред — Н.М. Чалов.- М., 2001. — С 68-71.
8. Лусс .Т. В. Леготерапия /Сост. И.М. Минаев.-М. «Сопричастность». — М. 2002. — С. 316-318. 4. Лусс Т.В. Лего-игра как средство диагностики различных отклонений в развитии. /Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М. «Академия», 2002. — С. 425 — 438.
9. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО — М., «Владос», 2003.
10. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование — М.. 1999.
11. Источник: http://logoportal.ru/statya-14943/.html
Экологический проект по лего конструированию "Ильменский заповедник"
Презентация к занятию на тему "Сказочный транспорт"
Конспект спортивного развлечения "Индейцы в поисках клада"
Картотека прогулок на учебный год
Конспекты занятий по лего конструированию
Новые формы организации учебного процесса и улучшение
разработки учебных занятий с использованием цифрового
оборудования. Конспект занятия "Путешествие Белки и Стрелки"
Спортивное развлечение "Папа, мама, я спортивная семья"
Консультация для родителей "Развитие сенсорных эталонов с помощью конструктора лего"
Презентация по созданию блога "Азбука дорожной безопасности"
НОД в разновозрастной группе "Встречаем птиц"
Литературный куб
Использование Лего - конструирования как средства развития технического творчества в социализации дошкольников
ЛЕГО – конструирование как эффективная технология в коррекционной
работе с детьми дошкольного возраста
Семинар "Организация проектной деятельности по лего-конструированию в ДОУ" смотри тут
Комментариев нет:
Отправить комментарий